В практике профессионального образования дидактические игры получили широкое распространение с 80-х гг. прошлого столетия. Повышение гибкости в организации учебного процесса, расширение свободы действий преподавателя, мастера, учащихся, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры привлекли к ним большое внимание.
В учебных заведениях дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся: соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; турниры «Что? Где? Когда?», технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др. Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю, мастеру чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление учащихся.
Применение дидактических игр получило наибольший импульс в связи с применением в учебном процессе компьютеров. Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у учащихся основ компьютерной грамотности, ознакомление с языками программирования, формирования работы с компьютерами.
Одним из широко используемых в процессе производственного обучения типов дидактических игр являются так называемые деловые игры, представляющие собой имитацию принятия решений в различных искусственно созданных или взятых непосредственно из практики ситуациях путем коллективного обсуждения или разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных и групповых) по заданным или выработанным самими участниками игры правилам.
Массовое применение этого типа дидактических игр обусловлено рядом причин. Одна из них связана с тем, что деловые игры в значительной степени повышают познавательную активность учащихся. Участвуя в деловой игре, учащиеся получают и усваивают значительно больше прикладной информации, чем при традиционном освоении учебного материала. Свойственный деловой игре азарт, возможность рисковать позволяют участникам игры быть более раскрепощенными, полнее проявить себя. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной, ибо все основные действия и их результаты целиком зависят от самих играющих, поскольку все они, как правило, находятся в одинаковых стартовых условиях.
Решая поставленную задачу, учащиеся анализируют ситуацию, выбирают оптимальный вариант, доказывают правильность своих суждений. Все это активизирует их познавательную деятельность, приучает к самостоятельности, развивает инициативность, умение оперативно принимать решения и т. д.
Вторая причина связана со становлением в стране рыночных отношений. В этих условиях расширяется сфера деловых контактов, а выпускнику профессиональной школы по ряду профессий помимо специальных знаний и профессиональных умений необходим опыт делового общения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Продуктивность деловых контактов часто становится решающим фактором достижения поставленной цели: правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, знание правил делового этикета позволят завоевать доверие и уважение партнеров по общению, создать положительный имидж, а это весьма важно, особенно в начале самостоятельного жизненного пути.
К обязательным признакам деловой игры относятся: наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения; наделение играющих ролями и ролевыми функциями; наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения; многозвенность цепочки решений, вытекающих одно из другого; наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников игры или условий информационной неопределенности; правдоподобие имитируемой ситуации или ситуации, взятой из реальной действительности; наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.
Наиболее характерными ситуациями деловых игр, применяемых в процессе производственного обучения, являются: анализ заданных производственных условий и принятие оптимальных решений; определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, регулировки, соблюдения режимов работы оборудования и т. п.) по их описанию, проявлению, характеристикам и показателям работы оборудования, по реальным или имитированном контрольно-измерительным средствам; определение характера деятельности рабочего, специалиста в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы (вплоть до аварийных ситуаций), заданных словесно, письменно, по показаниям приборов на тренажере (имитаторе); обсуждение плана действий и распределение ролей в бригаде при получении ею определенного задания, ведение деловых переговоров и т. п.
В деловой игре, как правило, принимают участие: ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, -а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации команд; следит за ровным ходом игры; игропрактики (капитаны, старшие команд): прилагают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления активного включения каждого участника в творческий процесс в ходе игры; информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации; анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов; игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.
Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранна: до игры - они инструкторы; в процессе игры - консультанты; при подведении итогов - главные судьи и руководители заключительной дискуссии.
Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа: этап подготовки - разработка сценария, в содержание которого входят определение учебной цели игры , описание изучаемой или отрабатываемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план игры и общее описание процедуры ее проведения, характеристики действующих лиц. На этом этапе также определяется режим игры, выдаются необходимые для игр»ы пакеты материалов, инструкций, правил, установок, даются необходимые консультации участникам игры; этап проведения - групповая работа над заданием: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», а также межгрупповые дискуссии, защита результатов, работа экспертов и арбитров; этап анализа - обсуждение и оценка результатов игры: выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение ведущий сообщает о достигнутых результатах, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог проведенной игры.
Приведем некоторые правила проведения деловых игр, следование которым повышает эффективность этой формы учебной работы. При подготовке к игре: в процессе разработки содержания и сценария игры следует учитывать необходимость связи практики с теорией; разрабатывать правила желательно совместно с учащимися - участниками игры; желательно сохранять постоянный состав команд при подготовке к следующим играм; обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми дидактическими и справочными материалами, технической и технологической документацией и др.; не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности, создавать в группе атмосферу подлинного творческого энтузиазма. При проведении игры: четко излагать правила игры, добиваться их понимания и принятия участниками - это во многом определяет ее ход и успех; быть непосредственным участником игры, предоставлять участникам игры максимальную самостоятельность, воздерживаться от мелочной опеки учащихся; внимательно следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных конфликтов среди участников игры; постоянно способствовать самоорганизации к самоуправлению учащихся в процессе игры; строго следить за соблюдением правил игры; не сводить игру к очередному опросу и контролю знаний учащихся; не спешить с упреками нерасторопных учащихся и с похвалами победителей; не стремиться к снятию «игрового шума»; следить, чтобы он лишь не мешал процессу игры. При оценке результатов игры: добиваться, чтобы оценка результатов игры судьями из числа ее участников всегда была справедливой и соответствовала принятым критериям; давая собственную оценку результатов игры, сверять свое мнение с мнением играющих; если расходятся, то подумать - почему, и не спешить навязывать свое решение; стараться замечать положительные черты у каждого играющего; помнить, что в развитии способностей к самостоятельным, творческим решениям важен сам процесс, а не конечный результат; широко использовать коллективную оценку результатов игры, уметь с нею соглашаться.
Одной из разновидностей деловых игр являются ролевые и управленческие игры, когда учащиеся ставятся в условия необходимости принятия решений в ситуациях общения с товарищами. Такие игры характеризуются значительным эмоциональным воздействием на участников, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения, развивают привычки к взаимопомощи. Игра в этом случае выступает как своеобразная школа морали в действии.
Вот как описывает такую ролевую игру мастер производственного обучения швейников: «После изучения темы «Обработка карманов» провожу деловую игру с целью закрепления освоенных способов работы. Группу разделяю на четыре бригады, каждая из которых выполняет роль одного из отделов предприятия: отдел конструкторов, отдел технологов, контролеров ОТК, отдел внедрения передовой технологии. В бригадах выбираются руководители соответствующих отделов, которые организуют работу учащихся по решению задачи: разработать наиболее оптимальную технологию изготовления кармана из определенного материала с заданными размерами и фасоном, соответствующего заданным техническим требованиям. Конкретные задания для каждой подгруппы выдаются дифференцированно. Так, в задачу конструкторского отдела входит разработка чертежа кармана с указанием размеров и всех технических требований, отдел технологов разрабатывает технологический процесс обработки детали с указанием переходов и необходимого оснащения. Отдел контролеров определяет предельные размеры, качественные показатели и другие критерии, по которым принимается готовая деталь. Четвертая бригада подготавливает рекомендации по внедрению новшеств при изготовлении данного вида продукции. Для выполнения задания игры дается 30-40 минут, после чего каждый отдел докладывает о результатах своей работы. Арбитрами и критиками выступают члены других бригад, каждый обосновывает свое мнение, предложение, изменение, поправку. В результате такого коллективного обсуждения выполненных заданий совместно вырабатывается наиболее оптимальное решение. Этим самым я достигаю не только закрепления полученных знаний и умений, но и в значительной степени развиваю творческую мысль учащихся».
Уважаемый посетитель, Вы прочитали статью "Дидактические игры", которая опубликована в категории "Организация и методика". Если Вам понравилась или пригодилась эта статья, поделитесь ею, пожалуйста, со своими друзьями и знакомыми.